Статья Веры Виглиной "От идеи до скульптуры".

Статьи

Набросок, зарисовка идеи Идея.

Идеи носятся в воздухе, ждут своего воплощения, ищут своего художника, того, кто сможет их воплотить. Иногда видишь идею неясно, потом она становится ярче и определеннее. Это значит идея нашла тебя. А некоторые идеи постепенно тускнеют. Значит, они не нашли в тебе своего художника. Я все время ношу с собой записную книжку и карандаши. Идея может найти тебя в любом месте. Надо сразу же нарисовать, как ты ее видишь.

Эскиз.

Эскиз будущей скульптуры - это эскиз объемный. Поэтому сперва я делаю небольшой эскиз из глины. Причем иногда он сильно отличается от рисунка.

Упаковки шамотной массы Глина.

Массу для лепки я иногда заготавливаю сама. Глину нужно смешать с шамотной крошкой. Из, так называемой, шамотной массы можно делать большие скульптуры без риска трещин или оседания их под собственной тяжестью. Шамотная крошка армирует массу. Конечно, готовить массу самой очень интересно, но тяжело, хотя я и пользуюсь мешалкой на электродрели. Поэтому, несмотря на высокий сакральный смысл этого действа, я сейчас его не практикую, а покупаю готовую шамотную массу. И все же приятно сознавать, что если что, могу и сама ее приготовить.

Как найти глину? Глинянные пласты можно найти везде - по берегам рек, водоемов, при рытье котлована. Но не всякая глина годится для лепки. Вот простой тест на пластичность - скатать из влажной глины жгутик, толщиной с палец и согнуть его пополам. Если трещин нет, то глина хорошая.

Оборудование.

Для лепки не требуется каких-то хитрых инструментов. В основном я работаю ножом и обломком пилки, редко петелькой, чтобы снять лишнее. Так как работы большие и делаются долго, нужно поддерживать их во влажном состоянии пульверизатором.

Лепка Лепка.

Классическая скульптурная технология подразумевает три стадии. Сперва делают модель, затем с нее снимают форму, потом в эту форму можно сделать отливку из бронзы, цемента, гипса или отмять скульптуру из глины. Все это, конечно, хорошо, но очень долго и требует сильных мужских рук (формы очень тяжелые). Поэтому я работаю по архаической технологии. Я леплю свои скульптуры так, как лепили сосуды древние люди до изобретения гончарного круга. То есть постепенно поднимаю стенки снизу. Скульптура развивается как живое существо, постепенно вырастает - снизу вверх. Эта технология дает большую свободу, но - есть и трудности, так как, когда лепишь, надо сразу видеть всю будущую скульптуру целиком. Когда работаешь над верхней частью скульптуры, низ уже высох. Исправлять там что-то уже поздно. Поэтому, если мне хочется изменить что-то в готовой скульптуре, я просто леплю новую (с формами этого не сделаешь). Часто моя работа - это третий, или даже четвертый вариант.

Сушка.

Перед обжигом скульптура проходит сушку. Сушка - довольно длительный процесс. На этом этапе приходится запастись терпением, так как поспешность может свести на нет всю предыдущую работу. Время сушки зависит от размера скульптуры и занимает две-три недели. Необходимо, чтобы влага испарялась как можно медленнее, при этом должны отсутствовать сквозняки и перепады температур. Чем лучше пройдет сушка, тем больше надежды на то, что при обжиге скульптура не потрещит.

Печь для дровяного обжига Обжиг.

Обжиг я делаю либо в электропечи (это проще), либо в дровяной печи (это сложнее, но зато дает иногда просто потрясающие эффекты). После обжига я иногда обрабатываю скульптуру точильным камнем.

При правильной технологии керамика не боится ни дождя, ни снега, ни грязи. В городе белую скульптуру конечно приходится иногда мыть. Но за городом она не требует никакого ухода.

О себе Скульптуры Выставки Статьи Ссылки Контакты Обо мне Карта сайта